Авария на Токтогульской ГЭС, о которой предупреждали

По сообщению информационных агентств, 8 декабря с.г. на Токтогульской ГЭС произошла авария. В этот день, рано утром на ГЭС произошло внеплановое отключение двух из четырех гидроагрегатов (ГА) станции. В 06:03 из-за дефектов направляющего аппарата гидротурбины остановлен ГА-2 ТГЭС, а в 06:40 отключился ГА-3 ТГЭС от защиты «Потеря возбуждения». Известно, что гидроагрегаты Токтогульской ГЭС введены в эксплуатацию в 1975-76гг. и на сегодняшний день морально и физически устарели. До настоящего времени на ГЭС не производилось никакой модернизации.

По официальным сообщениям, в частности пресс-службы ОАО «Электрические станции», устранение дефекта в системе возбуждения и ввод ГА-2 ТГЭС в работу планируется 08.12.09г. до вечернего максимума нагрузок. В связи с необходимостью тщательного обследования направляющего аппарата гидротурбины, ввод в работу ГА-3 ТГЭС планируется 09.12.09г. до вечернего максимума нагрузок.

Также энергетики информировали население, что в связи с выходом из работы двух гидроагрегатов на Токтогульской ГЭС введены ограничения по республике на 8 декабря 2009г. на величину до 300 МВт в период утреннего максимума нагрузок».

Комментируя сложившуюся ситуацию, министр энергетики Кыргызстана И.Давыдов поспешил заверить что обстановка на Токтогульской ГЭС находится под контролем и является штатной. Вместе с тем, он подтвердил информацию о том, что сегодня ночью на гидроэлектростанции «зафиксированы повреждения». Он заявил, что «все время он находится на связи с руководством ГЭС, и, по последним данным, сейчас идет ремонт на втором и третьем агрегатах. Там есть повреждения, требующие устранения для того, чтобы агрегаты можно было запустить в работу. Проблема лишь в том, что поломки произошли почти одновременно на третьем, затем на втором агрегатах».

Далее он отметил, что «если к вечеру 8 декабря с.г. не удастся завершить ремонт одного из поврежденных агрегатов, то придется ограничить подачу электричества по стране».

По информации главного инженера каскада Токтогульских ГЭС Т.Толубаева, один из четырех гидроагрегатов ранее находился на плановом ремонте, что означает, что сейчас из-за аварии только один из гидроагрегатов в рабочем состоянии и вырабатывает электричество. Из суммарной мощности в 1200 мегаватт в год, на данный момент одной турбиной выдается только 300 мегаватт.

По предварительному мнению экспертов, авария является следствием повышенного износа оборудования и грубого несоблюдения технологических предписаний по эксплуатации ГЭС.

По всей видимости, в целях выработки максимального количества электричества в зимний период на трех оставшихся гидроагрегатах был задан повышенный уровень выдачи мощностей, из-за чего лопасти турбин не выдержали высоких нагрузок, направляющие агрегаты также не смогли удержать в рамках установленных параметров осевую вибрацию, что привело к аварийному отключению ГА.

Ранее в официальных докладах руководства каскада министерству энергетики КР неоднократно сообщалось, что «гидроагрегаты гидроэлектростанции эксплуатируются более трех десятков лет. За это время рабочее колесо неоднократно работало на низких напорах (вода из водохранилища для выработки электричества спускалась до недопустимо низкого уровня), что привело к значительному износу его лопастей.

Ежегодно узлы подвергались восстановительному ремонту, однако на всех агрегатах трещины появляются в одних и тех же местах, так как при многократном сваривании сталь становится более хрупкой. Для снятия напряжения металла необходимо нагревать рабочее колесо, что невозможно без демонтажа. На всех ГА наблюдаются трещины по нижнему ободу, износ цапф (креплений) верхних и нижних лопаток, втулок и тормозного диска обода ротора гидрогенератора. Эксперты настаивали, что все турбины Токтогульской ГЭС уже давно нуждаются в полной замене.

Однако вместо этого, власти КР растрачивают имеющиеся скудные средства на строительство новых ГЭС.

По оценкам экспертов, реальная ситуация на Токтогульской ГЭС выяснится после полного обследования состояния аварийно отключившихся гидроагрегатов. Важно, чтобы они не были вновь запущены без проведения всех технологически необходимых замен изношенных деталей и проведения полноценного ремонта оборудования. В противном случае следующий отказ оборудования может привести к более масштабной аварии.