Выступление заместителя Министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Ш.Хамраева на 5-м Всемирном водном Форуме, который состоялся 16-22 марта с.г. в Стамбуле.

Уважаемый господин Председатель!

Мы уверены, что главным документам нашего Форума является Министерское Заявление.

Министерскому заявлению касающиеся энергии и воды мы через своих Послов в Риме, Париже и Анкаре неоднократно выражали четкие позиции. Некоторая часть из них находила отражение в промежуточном варианте, но в конечном счете многое не нашло отражения.

1. В разделе «Вода для энергии» правильно ставится вопрос об энергетике как одном из главных потребителей воды. Однако не отражено, что существует стремление и попытки собственников ГЭС и водохранилищ при них стать приоритетным пользователем, диктуя режимы и время попусков независимо от нужд других потребителей. В результате таких действий:
• нарушается стабильность и своевременность подачи воды земле- и водопользователям, что создает неустойчивость работы систем каналов и водоснабжения и потерю продуктивности воды;
• создаются антропологические паводки и засухи, которые пагубно влияют и на реки как объект природы, и на экономику развития;
• вырисовывается видимость «хозяина воды» с предъявлением коммерческих требований, зачастую спекулятивных.

Мы возражаем против дальнейшего строительства таких крупных водохранилищ как Рогунская и Камбаратинская ГЭС с водохранилищами без прохождения международных экспертизы в верховьях трансграничных рек – превращение их в орудие диктата водообеспечения региона. При этом возникает угроза водной безопасности и миллионов людей, и самой природы – как это имело место в 2007 и 2008 годах на реках Сырдарья и Амударья.

Исходя из этого, мы предлагаем записать в пункте 4 «Заявления»: При этом эксплуатация существующих водохранилищ комплексного назначения не должна ориентироваться на приоритетность отдельных отраслей, в частности, гидроэнергетики, а учитывать и в равной степени удовлетворять нужды и необходимые режимы всех потребителей, не допуская ущерба. В то же время, строительство новых водохранилищ должно осуществляться только при условии удовлетворения требований экологии, водоснабжения, воды для продуктов питания и быть подтверждено заключением независимых экспертов.

2. Пункт 5 должен подчеркнуть, что изменение климата увеличивает частоту и амплитуду экстремальных явлений на реках. Поэтому первый приоритет в использовании водохранилищ должен быть одним – осуществление многолетнего регулирования в интересах смягчения дефицита воды в одни годы и паводков в другие.

3. Пункт 10 допускает возникновение антропогенных засух и паводков. На заключительной встрече по вопросу 1 было подчеркнуто, что создание антропогенных засух и паводков является преступлением против человечества и должно рассматриваться именно с этих позиций.

4. Пункт 15 «Право на воду» должен быть дополнен еще правом на воду для производства продуктов питания, для борьбы с бедностью и голодом.

Что касается поставленных в записке «круглого стола» вопросов:

1. Вопросы организации
Координацию по водораспределению мы успешно осуществляем между пятью странами в рамках МКВК (Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия). Для увязки с энергетическими нуждами МКВК должна включать в себя представителей энергетического регионального совета;
Мы поддерживаем идею водно-энергетического консорциума, но не как органа, подменяющего МКВК, а как финансово-экономического инструмента, обеспечивающего выполнение графиков распределения и попусков воды, утвержденного МКВК, путем соответствующих обменных поставок электроэнергии (а не всех топливных ресурсов);
При БВО должны быть созданы Советы водопользователей с включением в их состав всех заинтересованных сторон; в состав этих Советов должны быть вовлечены представители энергетического, природного, сельскохозяйственного и других секторов водопользователей, и решения по режимам должны приниматься и отслеживаться с их участием.

2. Инструменты
Все решения по поиску оптимальных режимов должны исходить из баланса доходов энергетики с результатами, полученными при различных режимах нижерасположенными потребителями, включающими не только доходы других водопользователей, но и причиняемые им ущербы по принципу «не впереди, а навредил - плати». При таком подходе односторонние действия будут резко ограничены.
Другим инструментом может быть регламент управления и процедуры совместной работы, согласованные и строго соблюдаемые сторонами. Для этого нужна добрая воля и политический консенсус.

3. Осведомленность и 5. Изменчивость цен
В системе МКВК все данные по воде доступны для общего пользования, энергетические данные – особо по ценам на электроэнергию – меняются зачастую без никакого обоснования.

Заместитель Министра сельского и
водного хозяйства Республики Узбекистан
Ш.Хамраев