ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Слово о воде должно быть взвешенным и ответственным

В последнее время в Центральной Азии было проведено много конференций, симпозиумов и семинаров, на которых рассматривались проблемы водопользования в Центральной Азии.

Вопросы рационального использования водно-энергетических ресурсов региона заняли важное место на Форуме государств-учредителей Международного фонда спасения Арала, состоявшегося 28 апреля 2009 года в городе Алматы.

В ходе этого Форума поднимались различные точки зрения по вопросу использования водных ресурсов в регионе, что является вполне естественным, если учесть интересы государств региона, расположенных в верхней и нижней части стока трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи.

Отдельные участники дискуссии, представлявшие страны, расположенные в верховьях, пытались декларировать идеи взимания в той или иной форме платы за водные ресурсы трансграничных рек и даже сделали громогласные заявления, что данную позицию поддерживает Всемирный банк.

Однако более внимательное no существу рассмотрение этого вопроса с учетом накопленного мирового опыта говорит о несостоятельности такой постановки вопроса.

По данным ООН трансграничные бассейны охватывают 45,3 процента поверхности Земли, на которой проживают около 40 процентов населения планеты и сосредоточено 80 процентов мирового речного стока. При этом до сих пор нет прецедента, чтобы страны, расположенные в низовьях, платили за воду государствам в верховьях. Это не предусмотрено ни в одном международном правовом документе ООН и других международно-признанных организаций, определяющих статус трансграничных водных ресурсов и права прилегающих государств.

Трудно себе представить, чтобы, скажем, Швейцария потребовала взимание платы с Германии, Франции или Нидерландов за то, что с ее территории начинается река Рейн. Или, скажем, Германия, откуда берет свои истоки самая длинная река Европы – Дунай, затребует плату с десятка стран, по которой она протекает…

Теперь о позиции Всемирного банка. Доклад «О взаимосвязи водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии, улучшение регионального сотрудничества в бассейне Сырдарьи» был подготовлен и опубликован в электронной версии, в так называемом формате «рабочей статьи» за подписью одного из специалистов регионального департамента банка.

Как известно, «рабочая статья» – это форма выражения собственного мнения работников банка, которая, в случае интереса к нему, может стать предметом обсуждения, но нe более того.

Кстати, в этом разделе Всемирного банка присутствуют 14 тысяч подобных материалов, которые не являются официальным мнением этой авторитетной международной организации, а лишь «мыслями вслух» его отдельных сотрудников.

Подчеркнем, что согласно уставу Всемирного банка его официальной позицией являются только решения, одобренные Советом Директоров Банка, представляющего интересы всех стран-учредителей.

Между тем в опубликованном в печати письме Президента Всемирного банка Роберта Зеллика (апрель 2009г.), в котором затронуты ключевые вопросы соблюдения принятых в международной практике норм и порядка в использовании ресурсов трансграничных рек и, прежде всего, бережного и предупредительного отношения к сохранению экологического и водного балансов подчеркивается:

«…Я принял во внимание и разделяю Ваше беспокойство (узбекской стороны) касательно хрупкого экологического баланса региона, необходимости безусловного обеспечения того, что реализация гидроэнергетического потенциала не приведет к сокращению объемов стока воды для государств, находящихся в низовьях трансграничных рек, а также необходимости учитывать при проектировании новых сооружений сейсмичность зоны, где они могут строиться».

При этом он отметил, что «в целях обеспечения прозрачности и принятия во внимание вопросов, вызывающих озабоченность всех заинтересованных сторон, Всемирный банк будет продолжать проводить консультации со всеми заинтересованными странами в течение 2009-2010 гг., пo мере того, как результаты исследований будут готовиться и рассматриваться Международной комиссией независимых экспертов, а также заинтересованными странами».

Именно на этой основе в настоящее время Всемирный банк работает над новой стратегией по водно-энергетическим вопросам в Центральной Азии.

Подобная позиция еще раз нашла свою поддержку на 3-й Региональной конференции экономического сотрудничества no Афганистану (RECCA), прошедшей 13-14 мая 2009 года в г.Исламабаде, в которой приняли участие представители 24 основных стран-доноров и 18 международных и региональных организаций, в том числе ООН и его основные структуры, Всемирный банк, Азиатский и Исламский банки развития, а также другие ведущие международные финансовые институты.

В принятой по итогам конференции декларации, получившей название «Исламабадской», однозначно говорится, что «реализация региональных проектов должна осуществляться в соответствии с международным законодательством и принятыми нормами в целях недопущения негативных последствий для других государств региона».

К сожалению, сегодня некоторые эксперты и даже государственные чиновники стран региона стараются игнорировать тот факт, что гигантские гидротехнические сооружения в Центральной Азии создавались в советское время не в качестве национальных энергетических активов, а в интересах всех республик, расположенных в бассейне трансграничных рек.

Например, Токтогульское водохранилище с гидроэлектростанцией строилось для всех республик и должно было в первую очередь повысить водообеспеченность на одном миллионе гектаров орошаемых земель в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане и, не изменяя ирригационный режим водохранилища, вырабатывать 4,1 млрд. квт.ч гидроэлектроэнергии для собственных нужд Кыргызстана.

А что мы имеем сегодня?

Токтогульское водохранилище (полной емкостью 19,5 км3 воды, полезной 14,0 км3) с ГЭС начиная с 1992 года работает в основном в энергетическом режиме, вырабатывая 8,0-8,2 млрд. квт.ч в год, вместо 4,1 млрд. квт.ч, то есть в 2 раза больше, чем было предусмотрено проектом.

Естественно, ни о каком повышении водообеспеченности на одном миллионе гектаров нe может быть и речи, так как для обеспечения энергетического режима работы Токтогула, в ущерб нижерасположенным странам из летнего стока реки Нарын, который составляет порядка 8,0 км3 воды за счет вегетационного стока, на накопление водохранилища изымается как минимум 5 км3 воды. К чему это приводит известно – к искусственному созданию маловодных условий в летний период для стран, расположенных ниже пo течению реки Сырдарьи, то есть Узбекистана, Таджикистана и Казахстана.

Обращает на себя внимание такой факт. Материалы пo наполнению и сработке Токтогульского водохранилища за период начиная с 1990 г. (период, когда Токтогульский гидроузел находился в подчинении Минводхоза СССР) показывают, что если доля объема попусков воды в вегетационный период (апрель-сентябрь) в общем объеме годового попуска в среднем составляла 70-75 процентов, то уже начиная с 1991 года по 2008 г. (период, когда режим накопления и выпуска воды из Токтогула контролировался кыргызской стороной) составила 45-50 процентов.

Иначе говоря, использование накопляемой воды в Токтогуле переведено практически на энергетический режим, игнорируя интересы водопользователей в вегетационный период как в самом Кыргызстане, так и других республиках, расположенных ниже по течению.

Хотелось бы еще и еще раз подчеркнуть, что вопросы рационального и разумного использования водно-энергетических ресурсов в интересах всех стран и народов, проживающих в этом регионе, крайне тонкая и деликатная тема, которая нe терпит одностороннего подхода.

В этом вопросе нужны ответственность, взвешенный подход, уважение международного права и поиск разумных взаимоприемлемых компромиссов.

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх