• на главную страницу
  • O’ZBEKISTON RESPUBLIKASINING QIRG’IZ RESPUBLIKASIDAGI ELCHIXONASI

     

    ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

    Кыргызская Республика, г.Бишкек, 720040, ул.Тыныстанова, 213
    Тел.: 66-20-65; факс: 66-44-03; эл.почта: uzbembish@infotel.kg; веб-сайт: www.uzbekistan.kg

    05 марта 2009 года

    ПРЕСС-РЕЛИЗ

    ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
    Круглого стола «Нормы международного права по трансграничным
    водным объектам и региональные проблемы их использования»

    В мероприятии, организованном совместно Комитетами Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по внешнеполитическим вопросам и по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии, приняли участие сенаторы, депутаты Законодательной палаты, ученые и специалисты, представители соответствующих министерств и ведомств, общественности, неправительственных организаций, а также международных организаций и дипломатического корпуса, аккредитованного в г.Ташкенте.

    Участники круглого стола отметили, что рациональное и эффективное использование водных ресурсов Центральной Азии на протяжении веков имело и будет иметь исключительно важное значение для нормальной жизнедеятельности и устойчивого развития всех стран и народов региона.

    Водный бассейн Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи представляет собой единый организм, обеспечивающий водоснабжение и благополучие государств Центральной Азии. При определении подходов к их решению проблем использования водных ресурсов следует учитывать то, что в современном мире вода становится жизненно необходимой и ничем незаменимой субстанцией, требующей совместного рачительного использования. Не позволительно, чтобы она превращалась в средство влияния и геополитических игр.

    Выступавшие на круглом столе подчеркнули, что в последние годы проблема рационального использования водных ресурсов приобрела особую злободневность, ввиду возобновления дискуссий о строительстве ГЭС в верховьях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, которые питают водой всю Среднюю Азию и Казахстан.

    Любое вмешательство в распределение водных ресурсов и естественное развитие природы посредством сооружения новых гидротехнических объектов, водоемов и водохранилищ чревато новыми экологическими и социально-экономическими последствиями, несопоставимыми с конъюнктурными выгодами от отдельно взятых проектов.

    По данным Всемирного фонда дикой природы в результате строительства плотин уже более 80 млн. человек нашей планеты подверглись переселению, а утрата видов в пресноводных экосистемах идет гораздо быстрее, чем где - либо еще, и в ближайшее 30 лет прогнозируется 50% сокращение пресноводных популяций.

    В этой связи, в случае изменения текущего состояния водных ресурсов трансграничных источников региона, страны Центральной Азии, где проживают свыше 50 млн. человек, столкнутся с еще более масштабной экологической катастрофой. Реализация проектов, затрагивающих исторически сложившийся режим водопользования в регионе и воздействующих на баланс водных ресурсов, неизбежно приведет к усугублению проблем обеспечения населения и сельского хозяйства питьевой и поливной водой. Понятно, что, принимая во внимание взаимосвязанность экономик стран региона, тяжелейшие последствия этих шагов скажутся на положении дел во всех без исключения государствах региона.

    Как было неоднократно отмечено Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым в выступлении на ряде сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Аральский кризис стал одним из самых крупных экологических и гуманитарных катастроф в истории человечества, под его воздействием оказались десятки миллионов человек, проживающих в бассейне моря.

    Катастрофа Арала – по сути это результат насилия человека над природой и наглядное подтверждение недопустимости нарушения экологического равновесия в регионе.

    По инициативе стран региона в марте 2008 года в Ташкенте была проведена международная конференция «Проблемы Арала, их влияние на генофонд, население, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества по смягчению их последствий», в которой участвовали представители более 90 международных организаций, ведущих структурных подразделений ООН, ВОЗ, Всемирного, Азиатского и Исламского банков, крупнейшие государственные финансовые институты Японии, Германии, КНР, арабских стран, ведущие исследовательские центры.

    По итогам конференции была принята Ташкентская Декларация, призывающая к недопущению искусственного сокращения объемов и режима естественного стока трансграничных рек в Аральское море, которое может привести к ухудшению экологической ситуации в зоне Приаралья, здоровья и условий жизни миллионов людей, проживающих в этом регионе.

    Характерно, что в своем послании Генеральный секретарь ООН господин Пан Ги Мун поддержал Ташкентскую Декларацию и другие документы конференции, признав, что всемерное содействие в реализации принятых на Ташкентской конференции решений является одной из важных задач.

    Вместе с тем, надо отметить, что не все принятые и поддерживаемые ООН решения находят свою практическую реализацию.

    С сожалением приходится отмечать отсутствие должной согласованности со стороны расположенных на территории Центральноазиатского региона стран по подходам к решению важнейшей проблемы, имеющей самое непосредственное отношение к смягчению Аральской трагедии.

    В современных политических и социально-экономических условиях один из наиболее разумных путей создания благополучия в регионе - это реализация принципов экосистемного и согласованного управления водными ресурсами Центральной Азии.

    Поэтому императивом при принятии любых решений по использованию водотока трансграничных рек, в т.ч. при строительстве гидротехнических сооружений, должны быть всесторонний учет интересов всех государств, не нанесение ущерба окружающей среде и экологическая обоснованность проектов, при гарантии, что их сооружение не нарушит необходимой баланс и режим использования водотока трансграничных рек всеми государствами, расположенными в бассейнах Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.

    Особое значение имеет неукоснительное соблюдение международно-правовых норм, регулирующих охрану и использование трансграничных водотоков. Прежде всего, это касается Конвенций Организации Объединенных Наций по этим вопросам от 25 февраля 1991г., 17 марта 1992г. и 21 мая 1997г., которые предусматривают «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».

    Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (Алма-Ата, 18.02.92г.) обязывает каждую из сторон не допускать на своей территории действий затрагивающих интересы других сторон и способных нанести им ущерб, привести к изменению согласованных величин расходов воды.

    В целом, анализ правовой системы стран Центральной Азии показывает, что национальное законодательство каждого из государств предусматривает приоритет международного законодательства над национальным по любым спорным вопросам в области регулирования водостока трансграничных рек.

    В этом контексте позиция Узбекистана о необходимости обязательного проведения независимой международной экспертизы проектов по строительству новых мощных гидросооружений в верховьях бассейна Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, стоки которых оказывают самое большое влияние на состояние Арала и прилегающей к нему зоны, идет в полном соответствии с международными нормами, которые закреплены в соответствующих конвенциях ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях самих стран Центральной Азии.

    Только после проведения международной независимой экспертизы, дающей ответ на два важных вопроса: какое влияние окажет будущее строительство таких гидросооружений на экологию региона и сохранит ли сток указанных выше рек, можно вести речь о совместном сооружении новых гидростанций.

    Представители ряда общественных организаций обратили внимание и на потенциальные угрозы строительства новых гидросооружений в верховьях Амударьи и Сырдарьи в связи высокой сейсмичностью региона, которая последние годы демонстрирует тенденцию активизацию.

    Участники обсуждения отметили особую роль и ответственность авторитетных международных организаций, в первую очередь инвесторов из третьих стран, а также ООН, Всемирного банка, Азиатского банка развития, в деле обеспечения многостороннего взаимодействия по разумному использованию водных ресурсов Центральной Азии, как важнейшего фактора устойчивого развития региона и обеспечения здесь стабильности и процветания.

    Участники встречи, исходя из значимости правильного решения водных проблем для нынешних и будущих поколений, выступили за неукоснительное выполнение общепризнанных норм водопользования на трансграничных реках, а также международных соглашений, подписанных самими странами ЦА, которые предусматривают двусторонние и многосторонние правила рационального использования гидроэнергетических сооружений в бассейне двух важных рек Сыр-Дарья и Аму-Дарья.

    В ходе дискуссии, развернувшейся в рамках круглого стола была отмечена важность осуществления согласованной и глубоко продуманной политики экологического воспитания, целью которого должно стать понимание на самом широком общественном уровне ценности водных ресурсов, как основы жизни, которые никогда не должны стать источником проблем в международных и межгосударственных отношениях в самом широком смысле.

    Ташкент, 4 марта 2009 года