• на главную страницу
  • O’ZBEKISTON RESPUBLIKASINING QIRG’IZ RESPUBLIKASIDAGI ELCHIXONASI

     

    ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

    Кыргызская Республика, г.Бишкек, 720040, ул.Тыныстанова, 213
    Тел.: 66-20-65; факс: 66-44-03; эл.почта: uzbembish@infotel.kg; веб-сайт: www.uzbekistan.kg

    28 октября 2008 года           

    ПРЕСС-РЕЛИЗ

    О позиции Республики Узбекистан  по вопросу разумного использования
    водных ресурсов в Центральной Азии

    В настоящее время разумное использование природных ресурсов, прежде всего, водно-энергетических, является одной из наиболее серьезных проблем региона Центральной Азии.

    Различные и неоднозначные подходы в данной сфере мешают развитию, приводят к конфликтным ситуациям, а иногда к экологическим катастрофам. Примером может служить судьба Аральского моря, высыхание которого имеет трагические последствия не только для народов Центральной Азии, но и для огромного субрегиона и даже для всей Евразии.

    Усыхание Аральского моря подорвала саму основу жизни в бассейне Арала и привела к хронической нехватке оросительной и чистой питьевой воды. Солевые и пылевые бури, образующиеся на поверхности обнаженной площади моря, уничтожают урожаи и растительность. Огромный экономический ущерб нанесен рыболовству, охотничьим хозяйствам, а также явился результатом снижения продуктивности пастбищ и урожайности возделываемых культур.

    В выступлениях Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на 48- и 50-сессиях Генеральной ассамблеи ООН было отмечено, что «Аральский кризис - одна из самых крупных экологических и гуманитарных катастроф в истории человечества, под его воздействием оказались десятки миллионов человек, проживающих в бассейне моря».

    Водные ресурсы бассейна Аральского моря складываются из возобновляемых поверхностных и подземных вод естественного происхождения, а также возвратных вод, формирующихся в результате хозяйственной деятельности. Все водные ресурсы региона приурочены к бассейнам рек Сырдарьи и Амударьи.

    В случае изменения текущего состояния водных ресурсов трансграничных источников страны Центральной Азии, где проживают более чем 50 млн. чел., могут столкнуться с еще более масштабной экологической катастрофой, а также с проблемами в обеспечении населения и сельского хозяйства стран региона питьевой и поливной водой, системной засухой со всеми вытекающими последствиями

    Все решения по использованию водотока трансграничных рек, в том числе при строительстве гидроэнергетических сооружений, должны ни в коей мере не наносить ущерба экологии и не ущемлять интересы населения стран на сопредельных территориях. Необходимо подчеркнуть, что речь идет об использовании ресурсов и водотоков трансграничных рек, на протяжении столетий обеспечивающих жизненно важные потребности государств и народов, проживающих по стоку этих рек.

    На разумное использование ресурсов трансграничных рек прямо указывают Конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991г., по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г. и о праве использования международных водотоков от 21 мая 1997 г., которые обязывают рассматривать «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».

    В случае нанесения ущерба должны приниматься все меры по ликвидации или уменьшению такого ущерба, а при необходимости ставиться вопрос о компенсации.

    В решениях ООН подчеркивается, что «государства водотока сотрудничают на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности».

    Согласно этим основополагающим требованиям конвенций ООН, должны быть даны гарантии, со стороны авторитетных международных экспертов, что сооружение гидротехнических объектов в регионе не будет иметь непоправимых экологических последствий, и не нарушит сложившийся баланс использования водотока трансграничных рек всеми государствами, расположенными в бассейне этих рек. Технико-экономическое обоснование новых гидротехнических объектов в бассейнах трансграничных рек должны подвергаться обязательной объективной экспертизе со стороны нейтральных международных аудиторских организаций.

    Подобной принципиальной позиции придерживаются Всемирный банк и Азиатский банк развития. И в Узбекистане выражают надежду, что линия этих весьма авторитетных международных финансовых структур будет примером и для других организаций и государств, что позволит укрепить, в конечном итоге, социально-экономическую безопасность и стабильность в регионе.

    Страны-инвесторы, выражающие желание участвовать в реализации подобных проектов, также должны помнить о необходимости соблюдения этих условий.

    Эта позиция не является заявлением на особые права Узбекистана по приоритетному использованию водных ресурсов трансграничных рек. Позиция Узбекистана не только полностью соответствует нормам международного права и правилам в этой области, но и, что немаловажно, исходит из них.

    Каждая страна имеет право на реализацию проектов по использованию ресурсов трансграничных рек, включая гидротехническое строительство, однако при условии его тщательной независимой технико-экономической и экологической экспертизы на принципах открытости и полной информированности заинтересованных сторон.

    При этом должны быть гарантированы два сверхважных условия. Первое - не должно быть допущено снижение уровня водотока для стран, расположенных ниже по стоку. Второе - не должна нарушаться экологическая безопасность региона, которая и без того является очень зыбкой.

    Со своей стороны Узбекистан продолжит принятие последовательных мер по обеспечению водно-энергетического баланса в регионе, в целях сохранения мира и стабильности, укрепления безопасности в Центральной Азии. 

    Пресс-служба МИД Республики Узбекистан