• на главную страницу
  • O’ZBEKISTON RESPUBLIKASINING QIRG’IZ RESPUBLIKASIDAGI ELCHIXONASI

     

    ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

    Кыргызская Республика, г.Бишкек, 720040, ул.Тыныстанова, 213
    Тел.: 66-20-65; факс: 66-44-03; эл.почта: uzbembish@elcat.kg; веб-сайт: www.uzbekistan.kg

    13 ноября 2009 года

    ПРЕСС-РЕЛИЗ

    Объединенная энергетическая система Центральной Азии. Пережиток унитарного государства

    Так можно охарактеризовать функционирование в нынешнем виде Объединенной энергетической системы Центральной Азии.

    Решение Узбекистана о выходе из Объединенной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) находится в последнее время в центре пристального внимания различных средств массовой информации зарубежных стран.

    Однако следует отметить, что многие высказывания и комментарии по этому поводу носят поверхностный характер, констатируют всем известные факты и рассуждения, а главное, практически не отражают действительного положения дел.

    Необходимо напомнить о том, что действующая Объединенная энергетическая система была создана в строгом соответствии с логикой развития бывшего СССР, то есть унитарного государства, в котором бывшие союзные республики не имели никакой самостоятельности и рассматривались только как часть общей территории.

    Главное заключалось в том, что все финансирование, планирование и развитие энергетических систем на территории союзных республик осуществлялось из единого центра через министерство энергетики СССР. То есть практическое функционирование ОЭС ЦА полностью обеспечивалось за счет финансирования из бюджета союзного министерства энергетики.

    Ситуация кардинальным образом изменилась после распада бывшего Союза и его единой энергетической системы, когда Центральноазиатские государства остались один на один со своими проблемами.

    Надо прямо признать, что функционирование ОЭС ЦА в постсоветский период обеспечивалось на честном слове, практически никаких полномочий и прав не осталось, и система стала настолько уязвимой, когда отдельные ее участники могли бесконтрольно и безнаказанно заниматься отбором электрической энергии в своих интересах. Дело доходило до того, что в экстремальных условиях, особенно в зимние периоды, это приводило к серьезным конфликтным ситуациям в энергетической системе.

    В этих условиях работа ОЭС Центральной Азии начала давать сбои, которые стали оказывать серьезное негативное влияние на соседние страны.

    Примером этого является то, что Казахстан с января по март 2009 года был вынужден приостановить свое функционирование в ОЭС ЦА.

    А совсем недавно из-за системной аварии, происшедшей рано утром 9 ноября этого года на Нурекской ГЭС с самопроизвольной остановкой агрегатов, была полностью отключена южная часть таджикской энергосистемы с автоматической остановкой работы всех ГЭС Таджикистана на реке Вахш, включая недавно построенную Сангтудинскую ГЭС.

    По оценкам экспертов, авария произошла в результате грубейшего нарушения технологических режимов, когда при лавинно возросших объемах потребления в утренние часы пик, при наличии резервных мощностей объем генерации был значительно ниже потребности системы. В этих условиях не сработали ни аварийная автоматика, отключающая избыточных потребителей, ни диспетчерские службы, призванные оперативно управлять данными процессами.

    К сожалению, авария сказалась и на энергосистеме Узбекистана. Результатом ее явилось аварийное отключение магистральной линии электропередачи в Сурхандарьинской области узбекской энергосистемы.

    Сложившаяся ситуация объективно ведет к двум бесспорным выводам.

    Во-первых, обеспечение дальнейшей деятельности ОЭС ЦА и КДЦ «Энергия», появление которых соответствовало условиям бывшего унитарного государства СССР, в современных условиях, без необходимых полномочий и прав не представляется возможным. Мало того, имеющие место системные нарушения и незаконный отбор из сети электроэнергии порождают серьезную угрозу стабильной и надежной работе национальных энергосистем.

    Во-вторых, в дальнейшем предлагается все вопросы, связанные с координацией работ деятельности национальных энергосистем, обеспечивать в установленном порядке, на основе двухсторонних и многосторонних соглашений государств Центральноазиатского региона в соответствии с международной практикой.