• на главную страницу
  • O’ZBEKISTON RESPUBLIKASINING QIRG’IZ RESPUBLIKASIDAGI ELCHIXONASI

     

    ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

    Кыргызская Республика, г.Бишкек, 720040, ул.Тыныстанова, 213
    Тел.: 66-20-65; факс: 66-44-03; эл.почта: uzbembish@elcat.kg; веб-сайт: www.uzbekistan.kg

    28 мая 2013 года

    ПРЕСС - РЕЛИЗ

    Международному Фонду спасения Арала - 20 лет

    В 2013 году исполняется 20 лет водному сотрудничеству стран региона Средней Азии и Казахстана.

    Узбекистан в 1992 году первым выступил с инициативой объединения усилий государств региона и международного сообщества для преодоления последствий Аральского кризиса, сохранения экологического баланса и создания чистой среды обитания для населения.

    В ходе состоявшейся в январе 1993 года в г.Ташкенте встречи глав государств Средней Азии и Казахстана была поддержана инициатива узбекской стороны о создании региональной организации по проблемам Аральского моря.

    Проблема Аральского моря корнями уходит в далекое прошлое. Но угрожающие масштабы она приняла в 60-х годах ХХ века. Увеличение численности населения и растущая потребность в воде, интенсивное освоение новых земель, дальнейшее развитие орошаемого земледелия, систематически повторяющиеся маловодные годы создали условия для одной из самых крупных в новейшей истории глобальных экологических катастроф – высыхания некогда одного из красивейших водоемов на нашей планете.

    В зоне постоянного экологического риска, под воздействием факторов, негативно влияющих на качество жизни, здоровье, генофонд, находится не только население, проживающее непосредственно в зоне бедствия, но и весь регион Средней Азии и Казахстана.

    МФСА и его организации функционируют вот уже 20 лет, и за этот короткий исторический отрезок времени стали действенной платформой по обеспечению переговорного процесса и принятию консолидированных решений по вопросам регионального водопользования. Этот механизм сотрудничества позволяет странам региона Средней Азии и Казахстана решать основные вопросы, связанные с оздоровлением экологической обстановки в Приаралье, а также с управлением и распределением трансграничных водных ресурсов.

    Предоставление МФСА в 2008 году статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН открывает новые возможности для его деятельности на глобальном уровне.

    Бесспорной заслугой Фонда является то, что к проблеме Арала удалось привлечь внимание мировой общественности, правительств многих стран мира и целого ряда международных институтов.

    В настоящее время при активной поддержке и участии Всемирного банка, Азиатского банка развития, различных международных организаций и отдельных стран мира осуществляется целый ряд проектов, направленных на оздоровление неблагополучной обстановки в регионе, угрожающей генофонду проживающего здесь населения.

    Значимость воды для дальнейшего развития Узбекистана неоценима. Благодаря пониманию социальной значимости ирригации и мудрой государственной политике в водохозяйственном секторе, Узбекистан за годы независимости сумел не только сохранить свой ирригационный потенциал, но и успешно модернизирует и совершенствует системы орошения. Произошли радикальные изменения в водном хозяйстве. Широко внедряются принципы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), современные водосберегающие технологии, системы автоматизированного контроля и управления водораспределением, предпринимаются меры по улучшению технического состояния водохозяйственных объектов и мелиоративного состояния орошаемых земель, диверсификации сельскохозяйственного производства и многое другое. В частности,

    • в 1993 году введено жесткое лимитирование водопользования, с 2003 года осуществлен переход на бассейновый принцип управления водными ресурсами, постоянно совершенствуется правовая база водопользования;

    • осуществлена диверсификация сельхозпроизводства. Взамен влагоемких культур, таких как рис и хлопчатник, увеличен посев менее влагоемких – зерновые, бахчевые, сады и виноградники. По сравнению с 80-ми годами прошлого века площадь под хлопчатник уменьшилась с 2 до 1,2 млн. га, площадь под рис сократилась с 180 до 40 тыс.га;

    • выделяются значительные средства из государственного бюджета на совершенствование водохозяйственных сооружений. На восстановление и модернизацию ирригационной и дренажной инфраструктуры за последние 10 лет привлечено более 1,2 млрд.долл. инвестиционных средств Всемирного банка, Азиатского банка развития, Исламского банка развития и других международных финансовых институтов;

    • широко внедряются водосберегающие технологии – система капельного орошения, полив с помощью гибких шлангов, полив через пленки и другие. За последние 3 года система капельного орошения внедрена на площади 5,5 тыс.га и ежегодно будет увеличиваться на 5 тыс.га. В итоге повышается коэффициент полезного действия оросительных систем и уменьшаются потери воды;

    • в соответствии с Государственной Программой на период 2008-2012 гг. на меры по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель из бюджета государства было направлено 500 млн.долларов. Выполненные работы позволили улучшить мелиоративное состояние орошаемых земель на площади 1 млн. 200 тыс.га.

    • в целях улучшения мелиоративного состояния земель в республике с 2007 года функционирует Мелиоративный фонд при Министерстве финансов.

    В результате принимаемых мер, по сравнению с 80-ми годами Узбекистан единственный среди стран региона уменьшил водозабор с 64 до 51 млрд.куб.м в год или на 21%.

    За последние 15 лет обводнено 380 тыс.га дельты реки Амударья, созданы локальные водоемы, что способствует восстановлению флоры и фауны. В целях предотвращения развития соле-пылепереноса в зоне воздействия Аральского кризиса проведены лесопосадки на площади 740 тыс.га, в т.ч. на осушенном дне моря на площади 310 тыс.га.

    Эти цифры наглядно демонстрируют, что Узбекистан активно занимается практическим решением проблем бассейна Аральского моря.

    В свою очередь, важнейшей задачей по преодолению последствий высыхания Арала и экологического оздоровления бассейна Аральского моря видится в первую очередь осуществление на региональном уровне следующих мер:

    • создание локальных водоемов на уже высохшем дне Аральского моря, обводнение дельтовых водоемов с целью сокращения пылевых и солевых бурь, восстановление биоразнообразия и дельтовой экосистемы;

    • проведение лесопосадок на осушенном дне Аральского моря, закрепление подвижных песков, уменьшение выноса ядовитых аэрозолей с высохшего дна;

    • обеспечение питьевой водой и обустройство коммунальных и лечебных учреждений приборами по обеззараживанию воды, переоборудование водозаборных сооружений хлораторными установками и другие мероприятия, направленные на улучшение жизни и оздоровление населения Приаралья;

    • системное изучение влияния растущего экологического кризиса в зоне Приаралья на состояние здоровья и генофонд населения, предупреждение и профилактика широкого распространения различных опасных, специфичных для этого региона заболеваний людей, развертывание специализированной сети профилактических и лечебных учреждений для проживающего здесь населения, осуществление широкой программы мер по опережающему развитию социальной инфраструктуры.

    Говоря об Аральской трагедии и мерах по ее преодолению, необходимо отдавать себе отчет в том, что решение этой задачи самым непосредственным образом связано с проблемами рационального использования водных ресурсов трансграничных рек региона, которые во все времена обеспечивали жизненно важные потребности расположенных в их бассейне государств.

    В этой связи, все большую обеспокоенность вызывает нарастающее устремление стран верхнего водосбора проводить свою гидроэнергетическую линию диктата режима рек, а также их планы по реализации на истоках важнейших трансграничных рек весьма противоречивых проектов по строительству крупных гидротехнических сооружений.

    В решении возникающих в сфере управления трансграничными водными ресурсами проблем Узбекистан исходит из того, что любые действия по их использованию должны учитывать интересы всех государств, расположенных в их бассейне и на основе общепризнанных норм международного права.

    Узбекистан является единственным государством Средней Азии, которое подписало обе Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992г. и о праве использования международных водотоков от 21 мая 1997 г.

    Движение к международному праву и активное использование потенциала МФСА дают единые ориентиры для будущего совместного решения всех сложных проблем с учетом интересов всех стран региона.

    В Узбекистане МФСА рассматривается в качестве важной платформы для взаимодействия стран региона в решении вопросов управления водными ресурсами и охраны окружающей среды.
     
    Узбекистан, являясь одним из государств-учредителей МФСА, придает важное значение всестороннему укреплению его деятельности.

    В этом году председательство в МФСА на очередной трехлетний срок переходит от Казахстана к Узбекистану. В период своего председательства в МФСА Узбекистан планирует уделить приоритетное внимание вопросам укрепления регионального диалога на основе норм международного права, усиления потенциала МФСА, улучшения социально-экономической и водно-экологической обстановки в Приаралье, а также расширения международных контактов Фонда.

    Странам региона необходимо приложить совместные усилия для повышения международного авторитета и роли МФСА, эффективной реализации третьей фазы «Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря». В данную Программу только для реализации в Узбекистане включены 68 проектов на общую сумму 2 млрд. 715,4 млн. долл.

    Узбекистан намерен укреплять сотрудничество в рамках МФСА и обеспечить эффективную деятельность его Исполнительного комитета в Ташкенте в период своего председательства в Фонде.